Анубис и тот


Анубис — Википедия

Ану́бис (др.-греч. Ἄνουβις, егип. jnpw Инпу) — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования)[1], «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых[2], знаток целебных трав[3].

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала[4]. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой дикой собаки Саб (егип. sb «судья») или человека с головой шакала или собаки[5][3][6]. Апулей упоминает о двух ликах Анубиса «один чёрный, как ночь, другой — золотой, как день»[2].

Анубиса изображали в некрополе Фив на печати в виде лежащего на девяти луках шакала[1][5].

О небесном характере Анубиса Плутарх писал[2]:

Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтидой, от видимой, которой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно соприкасается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства и возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое одинаково бдительно и днём, и ночью.

Осирис под опекой Анубиса и Гора. Фрагмент росписи гробницы Хоремхеба.

Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его с помощью собак[3] нашла Исида и вырастила[7]. После Анубис вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа — погребает его, присутствует на суде Осириса[1].

Осуждённого Сета, обернувшегося в пантеру, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак. В память об этой легенде жрецы Анубиса-Имнута набрасывали шкуру леопарда на правое плечо[3].

Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним из числа Эннеады, сыном Нефтиды и Сета[2]. Женой Анубиса считалась богиня Инпут[3], которая иногда почиталась женской формой Анубиса[4]. Его братом был Бата, что отразилось в «Сказке о двух братьях». Дочерью Анубиса была Кебхут[1][3][5].

В глубокой древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад — обиталище мёртвых — был его царством[2].

В поздний период с Анубисом стали отождествлять чёрного пса (одного из богов Дуата) Исдеса., кто в Легенде об Осирисе помогал искать Сета[3]. Греки отождествляли Анубиса с Гермесом (как проводник мёртвых в Загробный мир)[6][5][8], иногда с Кроном[3].

Анубис возлагает руки на мумию. Роспись на стене гробницы Сеннеджема (TT1)

Первоначально (согласно «Текстам пирамид») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» (Хентиаменти), «владыка тех, кто на западе». Анубис в этот же период связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами[2][3][5]. Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат или нет. Бог мудрости Тот принимал решение без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В «Книге мёртвых» часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала[2].

Анубис подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Затем он возлагал на неё руки и превращал покойника в ах («просветлённого», «блаженного»). Анубис расставлял в погребальной камере детей Гора и давал каждому канопу с внутренностями покойника для их охраны[1][5]. Анубис заботился о телах умерших и вёл их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса. В этой работе ему помогал бог-волк Упуату («тот, кто открывает дороги»)[2].

Столица XVII египетского нома Каса (греч. Кинополь «город собаки»)[6] на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса[3]. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству[4].

В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис приходился сыном Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой[9]. Также он сравнивает Анубиса с Гекатой — божеством, общим для небес и преисподней; считает, что Анубис обозначает время. Плутарх считал, что одно имя Анубиса выражает отношение к высшему, а второе Германубис (др.-греч. Ἑρμανοῦβις) — к низшему миру[2]. Германубис в античной мифологии сочетал в себе внешность Гермеса (древнегреческая мифология) и Анубиса (древнеегипетская мифология)[10][11], был сыном Осириса и Нефтиды и разделял обязанности Анубиса (проводник душ)[12].

Страбон упоминает, что Анубис — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе[13]. Согласно Вергилию, Анубис изображён на щите Энея[14]. Ювенал упоминает о почитании божества в Риме[15].

  1. 1 2 3 4 5 Анубис. — Словарь египетской мифологии. — М.: Центрполиграф, 2008. — 256 с. — (Загадки древнего Египта).
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 204—206. — 480 с. — (Загадки древнего Египта).
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  4. 1 2 3 Макс Мюллер. Египетская Мифология.
  5. 1 2 3 4 5 6 Рубинштейн Р. И. Анубис / Ред. С. А. Токарев. — Советская энциклопедия. — М.: Мифы народов мира, 1991.
  6. 1 2 3 Анубис // Энциклопедия мифологии (рус.). // Гладкий В. Д. (укр.)русск. «Древнеегипетский словарь-справочник»
  7. ↑ Freeman, 1997, p. 91.
  8. М. Корш. Краткий словарь мифологии и древностей. — СПб.: издание А. С. Суворина, 1894.
  9. ↑ Плутарх. Об Исиде и Осирисе 14; 44, см. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 127.
  10. ↑ Peacock, 2000, pp. 437–38 (Hellenistic kingdom).
  11. ↑ Hermanubis | English | Dictionary & Translation by Babylon (неопр.). Babylon.com. Дата обращения 15 июня 2012.
  12. ↑ Riggs, 2005, p. 166.
  13. ↑ Страбон. География XVII 1, 40 (стр. 812)
  14. ↑ Вергилий. Энеида VIII 698
  15. ↑ См. Ювенал. Сатиры VI 534
на русском языке
на других языках
  • Freeman, Charles (1997), The Legacy of Ancient Egypt, New York: Facts on File, ISBN 0-816-03656-X 
  • Peacock, D. (2000), The Roman Period, in Shaw, Ian (ed.), The Oxford History of Ancient Egypt, Oxford University Press, ISBN 0-19-815034-2, <https://books.google.com/?id=092jP1lBhtoC&printsec=frontcover&dq=The+Oxford+History+of+Ancient+Egypt&cd=1#v=onepage&q> 
  • Riggs, C. (2005), The Beautiful Burial in Roman Egypt: Art, Identity, and Funerary Religion, Oxford and New York: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-927665-3, <http://www.questia.com/read/120480192/the-beautiful-burial-in-roman-egypt-art-identity> 

ru.wikipedia.org

Древнеегипетский бог Анубис и 10 интересных фактов о нем.

На чтение 11 мин. Просмотров 4.4k. Опубликовано

Анубис — древнеегипетский бог, который наиболее тесно связан со смертью, загробной жизнью и процессом мумификации. В древнеегипетской религии он изображался главным образом как собака или человек с головой собаки. Анубис играл несколько важных ролей в древнеегипетской мифологии, включая защиту могилведение людей к загробной жизни и «Взвешивание сердца», древнеегипетской концепции, где судили вашу душу. Анубис был одним из самых популярных божеств в Древнем Египте, его культовый центр находился в Синополис в Верхнем Египте. В соответствии со своей популярностью он часто изображается в древнеегипетском искусстве. Его самая известная статуя, Святыня Анубиса, которая была обнаружена в гробнице знаменитого египетского фараона Тутанхамона. Современные изображения Анубиса в массовой культуре, как правило, неточны, изображая его как сатанинскую фигуру, в то время как в древнем Египте его почитали как разумного Бога. Вот 10 интересных фактов об Анубисе, включая его историю; мифы; полномочия; поклонение и значение в Древнем Египте и изображение в массовой культуре.

№1. Анубис изображен с головой собаки и телом человека.

Как и у многих богов из древнего мира, есть несколько вариантов у имени Анубиса, каждый из которых указывает на свою часть эволюции. До прибытия греков в Египет в 7 веке до н.э. бога, которого мы сегодня называем Анубисом, на самом деле называли «Анпу» или «Инпу», что означает «распадаться», и символизирует его раннюю связь со смертью. Анубис, таким образом, является греческим переводом имени. После того, как греки прибыли в Египт и начали оказывать влияние на районе, в композите Анубиса был создан и греческий бог Гермес«Германибус». Как в оригинальной египетской форме Анубиса, так и в гораздо более поздней греко-египетской композиции он изображен с головой собаки и телом человека. Веками эта собачья голова обычно ассоциировалась с шакалом. Тем не менее, недавние данные ДНК показывают, что дикие клыки в районе, откуда древние египтяне могли черпать вдохновение, могли быть волчьими.

Древнеегипетский бог Анубис

№2. Его самая важная роль была в «взвешивании сердца».

Анубис сыграл несколько ролей в древнеегипетской мифологии. Он был защитником могил и кладбищ. Поскольку мертвых обычно хоронили на западном берегу Нила, Анубиса называли хент-иментиу, что означает «передовой из западных жителей». Анубис ассоциировался с мумификацией, из-за чего его называли jmy-wt, что означает «тот, кто находится в месте бальзамирования». Анубис был наиболее заметно связан с загробной жизнью. Именно здесь затрагивается большая часть самой распространенной мифологии, связанной с ролью Анубиса. Анубис направлял людей из мира живых в загробную жизнь. Однако, его самая известная роль была в «Взвешивании сердца». Древние египтяне верили, что в вашем путешествии по подземному миру вы попадете в «Зал Маата», где ваше сердце будет измерено по шкале, противоположной «перу правды» Маата. Анубис взвесит сердце умершего человека. Если сердце взвешивания легкое, душа будет проведена в жизнь после смерти; однако, если оно окажется тяжелее, египетская демоница Аммут проглотит его, и это станет концом загробной жизни человека.

Анубис на процедуре «Взвешивания сердца»

№3. Анубис был объединен с греческим богом Гермесом для создания Германубиса.

В некоторых версиях египетской мифологии бог Хатор направлял души к загробной жизни. Тем не менее, из-за его тесной связи со смертью и процессом, по которому души были осуждены и получили доступ к загробной жизни, Анубис начал приобретать репутацию, в более поздней египетской мифологии, как проводник душ. Гермес был богом в древнегреческой религии и мифологии, исполняющим несколько ролей, в том числе он был проводником душ в подземный мир. Хотя Анубис и не являлся богом-посланником или обманщиком на подобии Гермеса, они все же разделяют роль в ведении душ в подземный мир. Это объясняет слияние Гермеса и Анубиса. Слияние произошло после контакта с греками и привело к созданию сложной фигуры Германубиса. Он изображен с человеческим телом и головой собаки, как Анубис, и несет священный посох, называемый кадуцей, как Гермес. Германубис был популярным божеством в период римского господства над Египтом.

Германубис

№4. Его жена – Апнут, а его дочь – Кебечет.

Во многих формах древней мифологии происхождение определенных фигур затенено или иным образом изменяется между различными описаниями историй, и в этом отношении Анубис ничем не отличается. Различные версии дают Анубису различное происхождение, что, в свою очередь, может привести к различным интерпретациям его общего положения и расположения в древнеегипетском пантеоне. Египетские Боги и Богини Ра, Хесат, Бастет, Нефтис и Осирис — все они предлагаются в различных комбинациях как родители Анубиса. Различия возникают в зависимости от того, чей счет читается. Кроме того, более поздние греческие записи, такие как история Плутарха, отличаются от классических египетских. Однако, независимо от его происхождения, связь Анубиса со смертью и преступным миром остается относительно постоянной, Жена Анубиса — Анпут, богиня похорон и мумификации. Их дочь — богиня змей Кебечет, богиня очищения.

№5. Анубис воскресил тело Осириса в мифе.

Миф Осириса является самым влиятельным в истории древнеегипетской мифологии. Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нута. В начале мифа он правит Египтом, и в королевстве есть порядок. Тем не менее, он убит своим братом Сетом, который связан с насилием и хаосом. Жена Осириса, Исида, воскрешает тело своего мужа и рождает с ним сына, которого зовут Гор. Когда Гор становится взрослым, Хорус бросает вызов Сету на трон Египта. Конфликт заканчивается триумфом Гора; ведущим к восстановлению порядка в Египте. Анубис играет роль в мифе как союзник Осириса. На самом деле, согласно мифу, он сын Осириса и его невестки Нефтис. Когда Осирис умирает, именно Анубис помогает воскресить его тело. Благодаря чему Анубис стал покровителем бальзамировщиков. Помимо этого мифа, Анубис не часто появляется в древнеегипетской мифалогии. Более того, поскольку он ассоциируется со смертью, он часто фигура в мифах, которая вырисовывается в конце истории больше, чем та, которая вовлечена повсюду.

Анубис посещает мумию Осириса

№6. Его культовым центром был Синополис в Верхнем Египте.

Хотя он не появлялся во многих мифах, Анубис был чрезвычайно популярным Богом в Древнем Египте. Поскольку древний египтянин уделял много внимания смерти, Анубис собрал свою группу последователей, посвященных, в частности, поклонению ему. Поскольку именно Анубис судил в загробной жизни, вероятно, считалось, что поклонение ему приведет к тому, что тело умершего будет уважаться после смерти, а его душа будет защищена в загробной жизни. Когда Анубис подготовил мумию Осириса в мифе, он стал покровителем бальзамировщиков. Кроме того, деревянные маски, выполненные для напоминания Анубиса, использовались священниками при проведении ритуалов. Амулеты бога были также распространены. Синополис (в переводе с греческого «город собаки») в Верхнем Египте был домом для культа Анубиса. Однако в древнем Египте были святыни, и ему поклонялись по всей стране. Когда греки получили влияние в регионе, Германубису, слиянию Анубиса с греческим богом Гермесом, также широко поклонялись.

№7. Анубис часто представлен в древнеегипетском искусстве.

Анубис был одним из наиболее часто представляемых божеств в древнеегипетском искусстве, а затем в греко-египетском искусстве. Произведения искусства с изображением Анубиса можно найти на протяжении всей истории Древнего Египта. Он — самый ранний бог, изображенный на стенах гробницы и призванный для защиты мертвых. В живописаниях Анубиса обычно показывают его руководителем мумификации и похоронами или стоя с другими богами на Взвешивание Сердца Души в зале Двух Истин в загробной жизни. Популярное изображение показывает его на коленях с головой собаки, держащей золотую чешую, которая используется для взвешивания сердца. Искусство, изображающее или связанное с Анубисом, можно найти в музеях по всему миру. Статуя Анубиса с собачьей головой и длинным париком можно найти в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в то время как бронзовую фигуру Анубиса в браслетах можно увидеть в Британском музее в Лондоне. Статую Германубиса, между тем, можно найти в музеях Ватикана в Ватикане.

№8. Анубис в своей животной форме охранял гробницу Тутанхамона.

Когда было сделано знаменитое открытие гробницы египетского фараона Тутанхамонасреди могил был найден храм Анубиса. Статуя Анубиса, изображенная полностью в форме животного, была прикреплена к крыше храма. Он присел на корточках у входа. Это произошло потому, что одной из ролей Анубиса в древнеегипетской мифологии было охранять духов мертвых в загробной жизни и наказывать смертных, нарушивших священную гробницу. Фигура Анубиса в форме шакала, сделанная из дерева, имеет длину чуть более 3 футов. Он искусно вырезан, чтобы показать подтянутые мышцы собачьего божества. Статуя в натуральную величину имеет золоченые уши, воротник и шарф. Кроме того, он покрыт черной краской, так как черный цвет был символическим цветом Анубиса, потому что он представлял смерть и разложение. Храм Анубиса является одним из выдающихся объектов гробницы Тутанхамона. В настоящее время он экспонируется в египетском музее в Каире.

Анубис на саркофаге Тутанхамона

№9. Анубис обладает способностью проклинать тех, кто беспокоит мертвых.

Поскольку Анубис связан со смертью и несет весы, на которых взвешивается сердце при оценке души человека, любые связанные с ним «сверхъестественные способности» скорее подразумеваются, чем явно выражены. Будучи защитником гробниц, которые охраняли тело после смерти, Анубис имел право насылать проклятия на других, защищая мертвых. Когда гробница Тутанхамона была обнаружена, несколько человек, которые вошли в гробницу, умерли. Это привело к большому разговору о Проклятии Тутанхамона. Интересно отметить, что именно Анубис охранял гробницу фараона. Как и Аид в греческой мифологии, Анубис ассоциируются со злыми смертоносными полномочиями. Центральная роль, которую Анубис играет в египетских представлениях о смерти, моральном суждении и загробной жизни, делает его влиятельной фигурой в египетской мифологии.

№10. Современные изображения Анубиса в массовой культуре не соответствуют его истинному образу.

В современных представлениях Анубис часто в лучшем случае страшная, могущественная фигура; и в худшем случае злодейская. В последние несколько десятилетий он приобрел популярность в массовой культуре. Эти современные изображения часто играют роль Анубиса как бога мертвых и загробной жизни в более агрессивной или иной злой роли, чем в египетской мифологии. Однако в классической египетской мифологии Анубис имеет гораздо более нравственную репутацию . Он является союзником Осириса, чей миф о воскрешении представляет большой интерес для ученых из-за его потенциального влияния на другие системы убеждений. Кроме того, в то время как современные живописания приписывают Анубису нечто сатанинское, на самом деле, в египетском пантеоне, его истинный расклад гораздо ближе к более разумной фигуре, которая находится в центре египетских представлений о смерти и загробной жизни; и концепции морали.

vneklas-chas.ru

Египетский бог Анубис — интересные факты

 

Приветствуем вас на сайте Interessno.ru. В древнеегипетской религии бог Анубис связан в основном со смертью. Он является основателем бальзамирования и тесно связан с мумиями. Также, египтяне считали, что именно Анубис защищает могилы и направляет души в загробное царство.

В то время как ранняя мифология описывает Анубиса как сына Ра, более современная изображает его сыном Осириса, бога загробного мира.

И сегодня мы подготовили для вас ряд интересных фактов об этом египетском боге. Надеемся, данная информация будет полезной не только детям и школьникам, но и взрослым людям.

№1

Как и у многих богов Древнего мира, у него есть несколько вариаций, которые указывают на ту или иную эпоху. До прибытия греков в Египет, в 7 веке до нашей эры, Анубиса, которого мы знаем сегодня, называли по другому — «Анпу» или «Инпу». То есть родным для египтян является не Анубис, а «Анпу» или «Инпу». «Анпу» буквально переводится как «распадаться». Анубис — это греческая интерпретация «Анпу». Как и в оригинальной форме, так и в греческой, этот бог изображался с головой шакала и телом человека.

№2

Его основной работой было взвешивание сердец. Он играл несколько ролей в древнеегипетской мифологии. Он был защитником могил. Так как мертвых хоронили обычно на Западном берегу Нила (египтяне верили, что там где заходит Солнце, находится загробное царство), его называли «ент-иментиу», что буквально переводилось как «главный из западных жителей».

Он также ассоциировался с мумификацией. Его называли «jmy-wt», что буквально переводится как «тот кто присутствует при бальзамировании». Однако его главной ролью было взвешивание сердец. Египтяне верили, что после смерти человек попадает в зал Маат, где его сердце взвешивают на весах вместе с «пером правды» Маат (богиня справедливости). Если сердце перевешивало перо, то человек не попадал в загробное царство и его съедало чудовище Амат. Если весы уравнивались, человек получал вторую жизнь.

№3

Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он правил Египтом и при нем был порядок. Однако его убил его брат Сет. Жена Осириса, Исида, обратилась к Анубису чтобы он воскресил мужа. Анубис выполнил ее просьбу. После этого Исида родила Осирису сына Гора, который бросил вызов Сету и одолев его занял престол Египта.

№4

После того как была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, в ней был найден храм Анубиса. Перед входом в храм сидел Анубис в облике животного. Как мы уже отмечали ранее, он охранял души умерших и мог наказать тех, кто нарушит священную гробницу.

№5

Как мы отметили в предыдущем факте, египетский бог Анубис охранял могилы и мог наказывать тех, кто их потревожит. Египтяне верили в то, что он умел насылать проклятия. Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, то двое исследователей погибли. Археологи сразу же начали предполагать, что это проклятие Анубиса, хотя позже пришли к выводу, что смерть ученых вызвало заболевание.

№6

В современной культуре он представлен в неправдивой форме. Чаще всего его изображают как злого и агрессивного бога, хотя в древнеегипетской мифологии он имел нравственную репутацию и был союзником Осириса.

№7

Несмотря на то, что о нем редко говорилось в древнеегипетских мифах, он был достаточно популярным богом в Египте. Так как египтяне верили в перерождение после смерти, они считали, что если поклоняться Анубису, то он защитит душу в подземном царстве. Поэтому у него был один из самых больших культов последователей. По всему Египту строились храмы для поклонения Анубису. Центром культа выступали Асьют (Ликополис) и Хардае (Синополис). На месте Анубейон, недалеко от Саккары, было обнаружено захоронение тысячи мумифицированных собак, что является доказательством серьезного масштаба культа Анубиса.

Однако стоит отметить, что за все время раскопок археологам так и не удалось найти ни одного храма поклонения этому богу.

№8

У него была жена по имени Анпут (Инпут). Она была богиней Дуата. Так в древнеегипетской мифологии называлось загробное царство. Анпут иногда почиталась как женская версия Анубиса. Как и ее супруг, она имела тело женщины и голову шакала. У него и Инпут была дочь по имени Кебхут, которая была богиней бальзамирования и чистой и прохладной воды.

№9

Упуаут также изображался с головой шакала и человеческим телом. В древнеегипетской мифологии Упуаут был богом войны и проводником умерших в загробном царстве. Упуаута часто путали с Анубисом. В некоторых египетских мифах он даже описывается как сын Анубиса.

№10

Служители Анубису были исключительно мужчинами. Они часто одевали маски своего бога во время проведения ритуалов или бальзамирования. Маски изготавливали из дерева.

№11

В греко-римский период Анубиса связали с греческим богом Гермесом. Он был богом торговли, хитрости, прибыли и т. д. В итоге произошло слияние этих двух богов, из-за чего появился новый бог Германубис, который также был сыном Осириса и выполнял роль проводника в загробном мире.

Расцвет Германубиса пришелся на период правления Египтом Римской империи.

Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о пирамидах Египта

№12

Многих интересует тот вопрос, почему же его изображали с головой шакала. Скорее всего дело в том, что ранние места захоронений вдоль пустынь в период до 3150 года до нашей эры, были популярными прибежищами для бродячих собак и шакалов. Египтяне, которые постоянно видели шакалов на кладбище связали их с богом загробной жизни, в результате чего Анубис приобрел свой привычный для нас внешний облик.

№13

Один из египетских мифов объясняет происхождение черных пятен на теле леопардов. Исходя из мифа, Анубис заклеймил злого Сета, который принял облик леопарда и пытался так подобраться к телу Осириса. Таким образом бог загробного царства сделал всех леопардов пятнистыми.

На этом все, дорогие читатели. Надеемся вам понравилась информация представленная в этой статье.

Кобылинский Александр

Блогер и основной автор сайта Interessno.ru. С детства увлекаюсь чтением книг и изучением разной информации. Имею два высших образования. На данный момент, кроме ведения этого интернет-ресурса (и еще ряда других), являюсь преподавателем в колледже.
Занимаюсь спортом и придерживаюсь здорового образа жизни. Всегда готов помочь и открыт для общения. Связаться со мной вы можете по почте, которая представлена в футере (нижняя часть) этого сайта.

Последние записи автора Кобылинский Александр (посмотреть все)

 

interessno.ru

египетский тёмный лорд бездны. : unknown world

Среди первых египетских богов, шакал Анубис появился в древней мифологии Египта, ещё до первой династии (3.150 — 2.890 до н. э.). Бог — шакал был свидетелем возвышения и падения фараонов. Защищая их, когда они сбрасывали свои «смертные кольца» и переходили в подземный мир. Удивительно, но Анубис, один из самых распространенных мифологических персонажей древнего Египта. И не имеет своего собственного храма. Его поразительный образ встречается в статуэтках, статуях и иероглифах. А изображения встречаются повсеместно в гробницах, кладбищах и ритуальных книгах. Таких, как «египетская книга мертвых».

Египетская маска Анубиса.

Самые ранние записи об Анубисе свидетельствуют о том, что он почитался как царь мёртвых. И даже более значителен чем Осирис, который позже появился в египетской мифологии, как отец Анубиса. Осирис принял титул «бога подземного мира», лишив Анубиса его престижа. А затем обогнал его по значимости в период среднего царства (2.040 — 1.782 до н. э.). Впоследствии Анубис стал известен как помощник Осириса в подземном мире. И защитник его гробницы в мире смертных. Но даже в этом случае бог — шакал оставался высшим божеством, с многочисленными серьезными обязанностями за умерших.

Есть несколько разных историй о происхождении Анубиса. Но наиболее популярные, рассказывают о его рождении Нефтидой. Богиней которая представляла собой защиту, опеку и была известна как «подруга мертвых». Нефтида была замужем за богом Сетом, к которому не испытывала ни любви, ни пользы. Однако у неё были чувства к Осирису, который был женат на её сестре — близнеце Исиде. Как гласит миф, в одну роковую ночь Нефтида выдала себя за свою сестру. Напоила Осириса алкоголем, а затем соблазнила его. В результате их союза и родился Анубис.

Египетская богиня Нефтида.

В самом известном древнеегипетском мифе Сет, разгневанный тем, что у Осириса были отношения с его женой, жаждал мести. В конце концов он нашел Осириса, убил его, расчленил и бросил 14 частей его тела в Нил. Исида организовала поисковую группу скорпионов, своей сестры и Анубиса, но смогла найти только 13 частей тела Осириса. Она восстановила заключительную часть своей могущественной магией. История Исиды, чудесным образом собранная её мужем, стала легендарной. И Анубису приписывали изобретение мумификации для сохранения его тела. Этим актом бог — шакал обеспечил себе роль, бога — покровителя бальзамировщиков. По этой причине на иллюстрациях в известной египетской Книге Мертвых изображены жрецы в масках шакалов при проведении погребальных обрядов.

После смерти Осириса, Анубис стал правой рукой своего отца в подземном мире. А также в мире фараонов, цариц и смертных. Благодаря своему опыту и знанию сохранения мёртвых посредством мумификации, Анубис был высоко почитаем как их защитник.

Анубис реконструирует Осириса: 1350 г. до н. э. Гробница Рамсеса I, Египет.

Всякий раз, когда смертный входил в подземный мир. Анубис вёл душу в зал «двух истин», где он решал её судьбу. Таким образом, он был также известен как «хранитель Весов». В «египетской книге мёртвых» Анубис изображен судьёй. Взвешивающим на весах сердце человека, против пера истины. Тех, кто заслужил вечную жизнь, вели на небеса. Осуждённых пожирала Аммит, богиня возмездия.

Аморфный характер Анубиса, был связан не только с бальзамированием и смертью. Но и с тайнами, недоступными человеческому пониманию. Так как он был хорошо знаком, с тайнами загробной жизни. Именно благодаря своим особым знаниям, Анубис воспринимался скорее как надёжный проводник, чем как похититель жизней. Примечательно, что из — за навыков бальзамирования, Анубис считался обладателем исключительного понимания анатомии. Что привело к его возможной роли покровителя анестезиологии. Его жрецы также считались знатоками травяного искусства.

Изображение Анубиса в форме шакала.

Как и у любого бога, каждый аспект появления Анубиса символичен. Наиболее часто изображаемый с головой шакала и телом мускулистого человека, Анубис также появляется как шакал. В любой форме его голова покрыта чёрным мехом. Что отличает его от хищного животного — падальщика дикой природы, с характерно коричневым мехом. Чёрный цвет символизирует смерть, но это также цвет возрождения в загробной жизни. Уши Анубиса всегда насторожены и чувствуют любую опасность, за пределами человеческих чувств.

На некоторых иллюстрациях Анубис позирует с цепом, крюком и длинным шестом, известным как скипетр. Цеп, как сельскохозяйственный инструмент и пастуший посох. Олицетворял роль фараона, как кормильца и пастуха своего народа. Скипетр, ещё один магический Фетиш, символизировал божественную силу фараона. Анубис также показан как обладающий «Фетишом Имиута». Который, как считалось, воплощал магические силы духа, чтобы он мог создать связь между смертным и подземным миром. «Фетиши Имиута» были похоронены в гробницах фараонов и цариц, в том числе Тутанхамона и Хатшепсут.

Изображения трёх «Фетишов Имиута».

С самого начала человечества, не было большей тайны для смертного, чем смерть. И похоже, что древние египтяне, включая великих фараонов. Интересовались загробной жизнью не меньше, чем своим повседневным существованием. Анубис стал символом великого неведомого. Всегда присутствующим, чтобы увести мёртвых в бездну, за пределы ума и тела. Поразительная фигура шакальего бога сохранялась на протяжении тысячелетий. Запечатлевая основную веру в богатую историю древней цивилизации. И что эта мимолётная жизнь, лишь начало бесконечного путешествия души.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

unworld.ru

Анубис - история божества Древнего Египта, символ, значение и характер

История персонажа

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Бог АнубисБог Анубис

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.

Анубис в виде животногоАнубис в виде животного

Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.

Анубис и ОсирисАнубис и Осирис

В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился Осирис, к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

Мифология

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.

Анубис в мифологииАнубис в мифологии

По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.

Шакалоголовый бог АнубисШакалоголовый бог Анубис

Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.

Анубис с мумиейАнубис с мумией

Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ Плутарх считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

Интересные факты

  • Анубис появляется как на книжных страницах, так и в фильмах и анимационных работах. По слухам, в 2018 году на суд заядлых киноманов представят ленту, посвященную этому богу. В роли главного героя выступит доктор Джордж Генри, душа которого попала в обитель египетского бога.
  • В Древнем Египте существовала «Книга мертвых», содержавшая религиозные гимны. Она помещалась в гробницу умершего, чтобы помочь душе преодолеть преграды потустороннего мира.
Тату АнубисаТату Анубиса
  • Кинодеятели и литераторы используют образ Анубиса в своих произведениях, а художники стараются поместить его на лист бумаги. Простые любители мистики и древних религиозных мотивов увековечивают изображение Анубиса на своей коже, причем значение татуировки и ее характеристику каждый придумывает для себя сам.
  • Каждый умерший попадал на суд Осириса, который восседал на троне с жезлом и плетью. Его помощники Анубис и Тот взвешивали сердце, которое у египтян считалось символом души. На одной чашке располагалось сердце усопшего (совесть), а на другой Правда. Как правило, это было перо или статуэтка богини Маат.
Весы АнубисаВесы Анубиса
  • Если человек вел благочестивый образ жизни, то обе чаши весов находились наравне, а если он совершал грехи, то сердце преобладало в весе. После суда неправедные съедались Амат – львом с головой крокодила. А праведные отправлялись в рай.
  • Некоторые задаются вопросом: «Анубис – злой или добрый бог?» Стоит сказать, что его нельзя поместить в категоричные рамки, потому что во время суда он руководствуется справедливостью.

24smi.org

Анубис - Узнай Что Такое

Анубис (или Инпу) — в египетской мифологии это бог загробной жизни, мумификации (бальзамирования), а также покровитель потерянных и беспомощных душ (например, сирот).

Слово "Анубис" — это греческая форма его египетского имени Инпу (или Анпу), что означает "разложение" (указывает на его связь со смертью).

Обычно Анубис изображается в виде шакала или фигуры человека с головой шакала.

Изображение Анубиса со скипетром богов "Уас" и иероглифом "анк"

Анубис на английском — Anubis.

Анубис является одним из древнейших богов Египта. Существует теория, что верование в него развилось от гораздо более старого бога по имени Вепвавет, которого иногда изображали так же (человеком с головой шакала).

Сначала Анубиса считали сыном бога Ра и Хесат (божественная корова). Однако позднее появился миф о том, что он сын Осириса и его невестки Нефтиды.

У него была жена — богиня Инпут (Анпут), и дочь — Кебхут, которая приносила прохладную воду душам мёртвых и утешала недавно умерших.

Миф о рождении Анубиса (об Осирисе и Нефтиде)

Анубис родился от Осириса (бог загробного мира) и Нефтиды (богиня рождения и смерти, сестра и жена Сета). У Нефтиды были чувства к Осирису, ей никогда не нравился её муж Сет.

Однажды ночью Нефтида и её сестра Исида обманули Осириса. Сёстры были близнецы, и смогли обмануть Осириса, чтобы Нефтида переспала с ним вместо Исиды.

В результате Нефтида сбежала со своим сыном (Анубисом), и чтобы защитить, спрятала его в болотах у реки Нил.

Исида, жена Осириса, нашла Анубиса и воспитала как своего собственного.

Сет убил Осириса как месть за любовные отношения с его женой.

Когда Анубис вырос, отплатил Исиде, постоянно её защищая.

Что в руках у Анубиса?

Скипетр богов Уас

Зачастую Анубис держал в руке скипетр богов Уас, который носили короли и боги. Существует теория, что это символ благополучия, здоровья и счастья.

Иероглиф "анк"

Иероглиф "анк"

Также его часто изображали с иероглифом "анк" в руке, он означает "жизнь", "дыхание жизни", "крест жизни" или "ключ жизни".

Учёные предполагают, что оба этих атрибута (анк и Уас) имели какую-то практическую, а не только символическую функцию, возможно они как-то взаимодействовали друг с другом.

Учёные заметили, что в зависимости от ситуации вокруг, эти предметы могли находиться и в "сложенном", и в "развёрнутом" состоянии.

Шкура быка

Ещё символом Анубиса была чёрно-белая, свисающая с шеста шкура быка, забрызганная кровью, но её значение неизвестно. Также его изображали как просто чёрного шакала или как собаку, сопровождающую Исиду.

Анубис и бог Сет

Сет, один из древнейших в пантеоне египетских богов, олицетворял войну, хаос и шторм, а также беспорядок и потрясения.

Существует легенда о том, что когда Сет убил Осириса, его органы стали подарком для Анубиса.

Существуют другие мифы, которые предполагают, что Сет был отцом Анубиса.

Другие боги египетского пантеона

В египетском пантеоне существует целое множество богов. Например:

Осирис

Один из самых важных богов древнего Египта. Властелин подземного мира и судья мёртвых. Он является братом и мужем Исиды.

Гор (Хор)

Бог неба и солнца. Но сначала его считали богом охоты, который метко впивался когтями в свою добычу. Его изображают либо в облике сокола, либо человеком с головой сокола, либо крылатым солнцем.

Он является сыном Исиды и Осириса.

Маат

Маат — древнеегипетская богиня справедливости, гармонии, правды и равновесия.

Её изображали как крылатую женщину со страусиным пером на голове или показывали только белое страусиное перо.

На церемонии Взвешивания Сердца Души в загробной жизни, когда сердце души умершего взвешивалось на весах правосудия, использовалось именно её перо.

"Суд Осириса" из Книги Мёртвых

Смотрите также значения Пантеона и Религии.

www.uznaychtotakoe.ru

Анубис – последний проводник

Все мы знаем, что древние египтяне поклонялись множеству Богов. Самые знаменитые древнеегипетские идолы – это богиня красоты и плодородия Бастет, бог-покровитель правящего фараона Гор, богиня судьбы Исида, бог солнца Ра, Осирис, бог войны и ярости Сет, и, конечно же, бог-проводник умерших в загробный мир Анубис.

Общество всегда привлекала тайна «жизни после смерти», наверное, именно поэтому Анубис сейчас пользуется наибольшей популярностью среди любителей древнеегипетской мифологии.

Непростая судьба Анубиса

Как известно, Анубис представляет собой божество с телом человека и головой шакала или собаки. Он появился на свет в результате внебрачной связи царя загробного мира Осириса и Нефтиды - жены его младшего брата – бога войны Сета. Нефтида была влюблена в Осириса, и, приняв облик его жены – богини Исиды, соблазнила его. Однако затем, испугавшись наказания, она бросила младенца в зарослях Нила. Там его и нашла Исида, в результате став приемной матерью детищу измены мужа.

 

Однако существует мнение, что Анубис не всегда считался сыном Осириса. Когда-то египтяне не воспринимали Сета как злое божество, а напротив, он был очень почитаемым богом. Тогда и господствовала версия того, что именно Сет был отцом Анубиса. Но затем, после коварного предательства брата Сетом, Анубис стал считаться сторонником Осириса и тем самым приобрел статус божества второстепенного, а не прямого наследника трона загробного царства.

Как вещают древнеегипетские мифы, Сет убил своего брата Осириса, так как жаждал власти, и занял его трон в загробном царстве. Однако, великий бог Ра, увидев скорбь Исиды по своему мужу, отправил уже выросшего Анубиса на помощь. Анубис собрал части тела Осириса и забальзамировал их. Это действо и считается началом культа бальзамирования в Египте, так что именно Анубиса мы можем благодарить за то, что даже в наше время историки и просто интересующиеся могут созерцать мумии давно почивших людей.

Роль Анубиса в загробном культе

Известно, что в Древнем Египте жизнь считалась лишь подготовкой к смерти. Этим и можно объяснить то, что Анубис был одним из важнейших божеств в египетской мифологии, а загробный культ в Египте по праву считается уникальным.

Выше отмечалось, что Анубис является основоположником мумифицирования. Именно бальзамирование и хранение органов отдельно от тела, в канопах – священных сосудах, являлось условием воскрешения египтянина в загробном мире – Дуате. В ходе процесса бальзамирования в теле оставался лишь один орган – сердце, при этом с телом обращались крайне осторожно, ведь его повреждение означало огромный грех. При бальзамировании всегда присутствовал жрец Анубиса. Также рядом с телом покойного в гробницах помещали оружие, предметы быта, которые могли понадобиться покойнику в загробной жизни.

Но Анубис был не только покровителем бальзамирования, но и проводником души в загробном мире. При попадании души в загробный мир Анубис перевозил ее через реку Стикс, чтобы душа смогла предстать перед судом, определяющим ее дальнейшую судьбу. В суде Осириса – взвешивании сердца (или души), Анубис играл очень важную роль. На суде умерший должен был исчислить сорок два греха и объявить себя в них невиновным, при этом в конце он восклицал: «Я чист! Я чист!» Затем Анубис провозглашал конечный результат сравнения души на весах со священным пером богини справедливости Маат и говорил, будет ли душа сожрана чудовищем или оправдана на суде Осириса и отправится в рай, где вечно цветут поля, текут реки и злаки растут в изобилии. Ранее же, еще до возвышения Осириса, считалось, что Анубис полностью руководил взвешиванием души.


Анубис в христианстве

 

Казалось бы, как культ Древнего Египта может проявляться в христианстве? Однако следующий пример ярко показывает то, что даже совершенно с первого взгляда разные религиозные культы связаны между собой.

Мало кто знает, что в христианстве тоже существует святой, которого изображали в виде человека с головой пса. Это Святой Христофор, мученик, живший в III веке. Как в католицизме, так и в православии Святой Христофор изображался на иконах псоглавым, однако, в отличие от легенды об Анубисе, считается, что это лишь символический облик.

Согласно сказанием, Христофор был человеком огромного роста и большой силы, который исповедовал веру Христа. После произошедшего с ним чуда, когда он воткнул в землю ветку, а та расцвела и стала плодоносить, многие, увидевшие это, также обратились в христианство. За это Святого заключили в тюрьму, где он вскоре и принял мученическую смерть.

Существует много версий того, почему Христофора изображали с головой собаки. Одни говорят о том, что его лицо делал похожим на собачью морду какой-то физический дефект; вторые, что голова собаки – это аллегория ужасающего поведения мученика до принятия веры; третьи, что Христофор был крайне красив, и, чтобы отпугнуть женщин, а вместе с ними и соблазны, умолил Бога обезобразить его. Также говорят о том, что собака в изображениях олицетворяет верность и преданность вере Христа, и о том, что подобные иконы являются лишь следствием неверного перевода с греческого имени Святого.

Несмотря на все версии, любители исторических сенсаций все еще проводят параллели между египетским богом Анубисом и христианским Святым Христофором. Говорится даже о том, Христофор в христианстве является прообразом Анубиса, в подтверждение этому приводится легенда, в которой говорится о том, как Христофор должен был перенести через реку маленького мальчика, Христа, который явился ему в таком облике. Посредине реки Христофор пугается, что они оба могут утонуть, однако Христос успокаивает его и говорит, что он «несет с собой все тяготы мира». Как и Анубис, в этой легенде мученик является «проводником», а река, через которую Святой переносит ребенка – это прообраз реки Стикс.

Возможно, в далеком будущем ученые и раскроют тайну связи между Анубисом и Христофором, но в современной христианской религии эту связь отрицают. В католичестве уже в Средних Веках Святого изображают в виде обычного человека, в православии же – с XVIII века.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Обсуждение:Anubis — Википедия

АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское). В египетской мифологии бог-покровитель умерших, хранитель ядов и лекарств, "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя) и "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование). Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица XVII верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "Собакоград"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Начиная с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.) функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд, который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (бальзамировщик в процессе мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог. В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Священное животное: Шакал. Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес. В Древней Греции - Гермес, Крон.

В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством- покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны. Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - Защитник души во мраке. Это подразумевает , что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, - тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.

А вот какую интересную точку зрения на то, почему Анубиса представляли в виде человека с головой шакала/собаки я нашел в теософском словаре: ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, "раскрывающий тайны низшего мира", - не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), - а также тайны пола. Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса "символом науки и мира разума". Он всегда изображался с крестом в руке - одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале ("Книге Чисел") символ Тат, или +, рассматривается как Адам и Ева - последняя будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Хадама, перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу - тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, - были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного - собаки или шакала - и также считается "Владыкой подземного мира" или "Гадеса", в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.

Lihodeyev

ru.wikipedia.org

Египетский бог Осирис — интересные факты

 

Приветствуем вас, дорогие читатели. Осирис — это один из важнейших древнеегипетских богов. Его убил собственный брат Сет, который хотел захватить власть во всем Египте. Осириса изображают как человека с зеленой кожей (означает возрождение), в белой одежде (означает мумификацию) и с коническим головным убором, который называется Атеф.

И сегодня мы решили подготовить для вас самые интересные факты об этом божестве. Надеемся информация из статьи понравится не только детям и школьникам, но и взрослой аудитории.

№1

Египетский бог Осирис был богом смерти, преисподней и перерождения. Он был супругом Исиды, которая также приходилась ему сестрой. Сыном Осириса был еще один известный в египетской мифологии бог — Гор. Осирис был одним из немногих богов, которых изображали без головы животного.

№2

Осирис часто фигурирует в древнеегипетских мифах и легендах. Пожалуй, наиболее известной легендой является его смерть от рук собственного брата Сета. Осирис был старшим сыном Геба (бог Земли) и Нут (богиня неба). Осирис сменил бога Солнца Ра и стал правителем Египта. Он также женился на своей сестре Исиде. Кстати, Нут тоже была сестрой Геба. Сет всегда завидовал Осирису и его власти. По легенде Сет обманул брата, заставив его лечь в красивый саркофаг, пообещав его тому, кому он придется в пору, но вместо этого заколотил его, а затем приказал бросить его в Нил. Саркофаг долгое время плавал по Нилу, пока не причалил к финикийскому побережью, где он остановился у тамарикского дерева. Оно росло вокруг саркофага, из-за чего он оказался внутри ствола. Потом это дерево срубил царь Библа и использовал его в качестве столба в своем дворце. Исида вернула столп и тело Осириса, которое находилось внутри. Анубис и Тот помогли восстановить тело и воскресили Осириса.

№3

Согласно одному из мифов, Осирис был основателем сельского хозяйства. Он убедил египтян перестать заниматься каннибализмом (хотя никаких доказательств того, что египтяне были каннибалами нет).

№4

В гробнице фараона Тутанхамона были найдены мумии кукурузы. Они были выполнены в форме Осириса. Древние египтяне считали, что семена кукурузы проросшие в полной темноте без солнечного света — это символ возрождения.

№5

Пожалуй именно Осирис был богом, которого древние египтяне приравнивали к самому Ра. Об этом свидетельствуют записи найденные археологами, в которых он часто просто упоминается как «Бог».

№6

Согласно одному из египетских мифов, бог Солнца Ра, который был «Царем всех богов» получил предсказание, что его место займет ребенок богини Нут. Ра, будучи верховным божеством проклял Нут и запретил ей рожать детей в любые из 360 дней года. Расстроенная богиня Нут отправилась к Тоту (бог мудрости) и попросила его ей помочь. Тот согласился и попросил ее не беспокоиться. Бог мудрости бросил вызов Хонсу, богу Луны и начал играть с ним в кости. Играли они 5 дней. В конце концов Тот выиграл у Хонсу дополнительных 5-ть дней, из-за чего год увеличился с 360 до 365 дней. В первый же из 5-ти полученных дней Нут родила Осириса.

Согласно другой версии легенды, Ра проклял Нут из-за ревности, так как она любила своего брата Геба, бога земли, который потом стал ее мужем.

№7

После того как Ра состарился, он покинул Землю, чтобы править Солнцем на небесах. Согласно предсказанию, Осирис занял его место. Изначально народ вел себя дико. Люди постоянно дрались, проявляли признаки каннибализма, занимались воровством. Осирису это очень не нравилось. Он решил обучить египтян. Начал с того, что обучил народ сельскому хозяйству. Он научил сажать и убирать урожай пшеницы и ячменя. Затем научил перемалывать зерно в муку и делать хлеб. Потом он дал людям рецепт вина, чтобы они могли праздновать и отдыхать. Осирис обучил людей поэзии, музыке, хорошему поведению.

№8

Осирис — это греческое название божества. В египетских иероглифах его стандартный перевод имени «Wsjr». Некоторые египтологи называют его Асером, Аусаром, Асаром, Асари, Усиром, Везером или Везиром. На русском перевод его имени будет означать «Всемогущий».

№9

Осирис стал первым богом в египетской мифологии, который умер. После его воскрешения Анубисом и появлением на свет Гора, он снова умер. Он спустился в подземное царство и стал его царем, забрав этот титул у Анубиса. В некоторых мифах говорится о том, что Анубис был сыном Осириса.

№10

Осирис имел большой культ последователей. Они верили в то, что когда бог воскреснет, он воскресит всех тех, кто ему поклонялся. Вера в Осириса продолжалась до тех пор, пока римляне не начали навязывать египтянам христианство. Однако даже несмотря на активное продвижение христианства и искоренение римской мифологии, многие египтяне продолжали поклоняться Осирису еще на протяжении не одного десятка лет. По сути, он стал вторым богом после Исиды, которому дольше всего поклонялись.

Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о египетском боге Тоте

№11

Осирис был первым фараоном Египта. Его символы в виде искусственной бороды, уаса и клафта стали важными символами правителей. Его правление рассматривалось как «идеальное», поэтому многие фараоны пытались следовать его принципам.

№12

О том, что Осирис был популярным божеством свидетельствует и большое количество праздников, которые проводились в его честь. Например, в ноябре месяце проходил так называемый «День красоты Осириса», когда египтяне восхищались красотой своего первого фараона.

Еще один очень важный праздник назывался «Падение Нила». В это время египтяне скорбели по умершему Осирису. В так называемое «Воскрешение Нила» египтяне радовались тому, что первый фараон воскрес. Служители храмов Осириса наливали в реку вино, сообщая о том, что бог вернулся.

На этом все, уважаемые читатели. Надеемся вам понравилась информация. Мы старались. Благодарим вас за внимание.

Кобылинский Александр

Блогер и основной автор сайта Interessno.ru. С детства увлекаюсь чтением книг и изучением разной информации. Имею два высших образования. На данный момент, кроме ведения этого интернет-ресурса (и еще ряда других), являюсь преподавателем в колледже.
Занимаюсь спортом и придерживаюсь здорового образа жизни. Всегда готов помочь и открыт для общения. Связаться со мной вы можете по почте, которая представлена в футере (нижняя часть) этого сайта.

Последние записи автора Кобылинский Александр (посмотреть все)

 

interessno.ru

Анубис Мифология Древнего Египта

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.

На вышеприведенной росписи "Обряд Анубиса" бог и покровитель мертвых Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.

Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис – обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом – цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.
От https://tomsk.rf-54.ru/catalog/velosipedy/vzroslye/gornye-muzhskie/ горные мужские велосипеды

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).

godsbay.ru

Анубис - это... Что такое Анубис?

Анубис

(Anubis, Ανουβις). Египетское божество, сын Осириса и Изиды. Его изображали в виде человека с головой шакала (или собаки). Анубиса сопоставляют с греческим Гермесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНУБИС (греч.Άνουβις), Инпу (егип. inpw), в египетской мифологии бог - покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» - «судья» писался со знаком шакала). Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства А. считался богом мёртвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), «владыка Расетау» (царства мёртвых), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», А. был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции А. переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а А. входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса.
А. играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты «ут» и «имиут» определяют А. как бога бальзамирования). А. приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветлённого», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; А. расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. А. считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли А. с Гермесом.
р. и. Рубинштейн.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АНУБИС

в египетской мифологии -- покровитель мертвых. Он был сыном бога растительности Осириса и Нефтиды. Бог Сет хотел убить младенца, и Нефтиде пришлось спрятать ребенка в болотах дельты Нила. Верховная богиня Исида нашла малыша и вырастила его. Когда Сет убил Осириса, Анубис завернул тело своего бога-отца в ткани, которые пропитал придуманным им самим составом. Так появилась первая мумия. Поэтому Анубиса считают богом погребальных обрядов и бальзамирования. Анубис участвовал в суде над умершими и был провожатым мертвых в загробное царство. Изображали этого бога с головой шакала.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Анубис.

Анубис.
Деталь погребальной пелены.
Середина II в. н. э.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Пелена мумии мужчины 1 век н.э.

.

dic.academic.ru


Смотрите также