1 спас когда


Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: как и когда праздновать, традиции и обычаи

В августе отмечаются три важных для христиан праздника, с которыми связаны определенные ритуалы и приметы

В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.

Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.

Первый Спас – Медовый, 14 августа

С этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.

Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»

Другое название первого Спаса – Мокрый

Церковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.

Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.

Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»

Медовый Спас еще называют Маковеем

В церкви в этот день поминают семью Маккавей, принявшую смерть в 166 году до нашей эры.  Но народ ассоциировал их имя с маком, который вызревает как раз к этому дню. Поэтому традиционным блюдом первого Спаса помимо меда является выпечка с медово-маковой начинкой.

Научно-практическая конференция «Наш Хлеб». Дегустация хлебобулочных изделий, изготовленных в Производственно-экспериментальном центре ГНУ ГОСНИИХП Россельхозакадемии. На снимке: булочки с маком и семечками. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»Выпечка с маковой начинкой. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Второй Спас – Яблочный, 19 августа

Со дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.

19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.

Николай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.orgНиколай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.org

Обычаи Второго Спаса

Матери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.

По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.

Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»

Третий Спас – хлеба припас, 29 августа

В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.

И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Беларусь, Жодино. В одном из производственных цехов Жодинского хлебозавода. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»Хлебозавод. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Еще одно имя Хлебного Спаса – Холщовый

В день Третьего Спаса было принято выносить на продажу холсты и полотно. Считалось, что купленная в этот день ткань для пошива исподнего сама по себе является оберегом. А на холстах, проданных в Хлебный Спас, вышивали покрова на постель будущей невесте и свадебные полотенца на достаток в молодой семье.

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, где сотрудниками Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых проводится опись исторической обстановки. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»Холсты. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

Лещина, или фундук. Фото: pixabay.comЛещина, или фундук. Фото: pixabay.com

www.eg.ru

Какие спасы по православному календарю

В православной традиции восточных славян есть три праздника, называемые Спас. Триада августовских празднеств является особенной по сути своей, ведь объединяются в эти дни важнейшие христианские события с народными обычаями. С середины августа начинается Успенский пост, иначе называемый «Спасовкой». Приходится на этот период важная дата – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник входит в число Двунадесятых, при этом имеет великую ценность для каждого православного человека.

Что такое Спас

Для начала следует разобраться с этимологией термина. Несмотря на то, что Успенский пост проводится Церковью в честь Богородицы и воспоминания ее успения (смерти), традиционно августовские Спасы посвящены Иисусу Христу. Народные славянские праздники аграрного календаря, связанные с окончанием сезона и сборами урожая, после прихода на русскую землю православия совпали датами со следующими событиям:

  • Изнесением честных древ Животворящего Креста;
  • Преображением Спасителя нашего Иисуса Христа;
  • Перенесением «Нерукотворного образа Спасителя» в Константинополь.

В синкретической (соединяющей в себе разнородные элементы чего-либо) традиции народного православия каноничные события оказались неотделимы от славянских обычаев. Наши предки в эти дни чествовали Сына Божьего, но при этом не забывали про полевые и урожайные работы. Кроме церковных традиций, в эти дни необычайно сильна народная обрядность. Сохранились некоторые дохристианские названия праздников. Так, Первый Спас назывался Калинником, а Второй – Осенинами или Гороховым днем.

Когда праздновать 3 Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Даты всех трех Спасов не являются переходящими, поэтому они стабильны из года в год. Начинается все с 14-го августа и длится 2 недели практически до самого начала осени. Этот период в месяцеслове называется Успенским постом.

  • Медовый спас – первый из трех праздников. Традициями РПЦ он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста.

Согласно обычаям, в этот день (по старому стилю он приходился на 1 августа) осуществлялся Крестный ход. По улицам Константинополя (именно оттуда эта традиция пришла к славянам) несли Крест Господень, чтобы освятить их, отвернув болезни и невзгоды. Сегодня празднуют Первый спас 14 августа.

  • Яблочный спас называется Великим, поскольку совпадает по датам с Двунадесятым праздником Преображения Господня. Отмечают его 19-го августа (по старому стилю – 6-го).
  • Ореховый (или Хлебный) спас приходится на 29 августа. Он отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Наши предки считали его началом осени, поэтому неслучайно употребление эпитета «Осенний» или «Холодный».

Медовый спас

В этот день воздаются почести «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в память о великом князе Андрее Боголюбском. В 1164 году правитель вместе со своим войском выступил против язычников, населявших Волжскую Булгарию. Был у него обычай впереди солдат нести Животворящее Древо, а с собой он всегда брал икону Богородицы. Описываемый в преданиях случай свершился 1-го августа, когда с Божьей помощью князь сумел одолеть язычников: от иконы с Пресвятой Девой Марией исходили лучи божественного света, которые предали сил русичам для победы в бою.
Накануне праздника всегда совершается вечернее богослужение, а на престол выносят Крест Господень, чтобы каждый верующий имел возможность поклониться ему. В день Изнесения Животворящего Креста на утренней службе совершается образ помазания елеем прихожан. Одежды для богослужений в этот день носят фиолетовые или темно-красные. После завершения литургии начинается освящение воды, меда и других даров Божьих.

К началу августа в ульях уже поспевал мед, а пчелы переставали работать и подготавливались к зимовке. Только освятив собранные запасы в церкви, люди могли испробовать, что вышло у пчел в этом году. Мед считался даром Божьим, благодатью, посланной свыше, поэтому люди шли в храмы, чтобы отблагодарить Господа за милость. Помимо Крестного хода, освящались в этот день водоемы и колодцы.

В народе этот день называют Маковеем. Ошибочно считать, что связано это название с маком или с тем, что он как раз поспевает на лугах. Конечно, в просторечной этимологии такое значение уже устоялось, но изначально была совсем другая связь. 1 (14) августа – день памяти Семи святых мучеников Маккавеев, по Ветхому завету принявших свою мученическую гибель еще в 166 году до рождения Христа.

Поговорки и приметы Медового спаса

Медовый спас – своеобразное начало завершающей летней фазы. Природа движется к осени, к долгому сну, поэтому люди готовились к холодам заранее. В открытых водоемах после праздника уже не купались, потому что вода начинала цвести и холодеть. Хорошей приметой считалось, если на Маковей идет дождь, то следующее лето обойдется без пожаров.

Такая поговорка, как «паши под озимь, сей озимь» означала начало посевных работ по посадке озимых сортов пшеницы и ржи. Заготавливали в этот день навоз и компост для зимы, купали лошадей. Но если погода была сырой, то посев ржи откладывали на несколько дней. Еще одна поговорка гласила, что «у спаса всего в запасе». Это значило непредсказуемость погоды. Мог пойти дождь или подняться сильный ветер.

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.
Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Ореховый спас

Третий спас традиционно считается праздником больше народным, нежели церковным. Он попадает в период попразднеств Успения. 29 августа в храмах совершается бдение в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Таким образом, в церквях совмещают две литургии, а цветом одеяний священников считается голубой, означающий непорочность Девы Марии.

В этот день пекли хлеб из муки нового урожая, собирали в лесах поспевшую лещину, добавляя орехи в блюда и пироги. В городах организовывали ярмарки, на которых торговали льняными холстами (отсюда название – Холщовый). Как и на Медовый, сегодня святят водоемы и колодцы, но всенародных купаний не устраивается, ведь вода к этому времени уже холодная, осенняя. Примечательно, что деревенским жителям в этот день было не до гуляний, ведь все занимались работой: сеяли озимые, убирали остатки урожая.

Кроме утренних богослужений, храмы посещали еще и ради того, чтобы помолиться мученику Диомиду о выздоровлении близких. Перед Федоровской иконой Божьей Матери воздавали молитвы в просьбах об успешных родах, решении женских бытовых проблем.

Поговорки и приметы Орехового спаса

В этот день следили за небом. Если журавли собирались на юг сегодня, то ждали морозной зимы. Грозовое небо, дождливая погода в этот день обещала долгую теплую осень.

Люди благодарили Господа за хлебные припасы, что нашло отражение в народном фольклоре. Если лесной орех хорошо уродил, это означало, что следующее лето будет плодотворным на большой урожай пшеницы и ржи.

Были и плохие приметы. Так, считалось дурным знаком при заготовке собрать порченный орех. Это означало, что в скором времени приключится беда. Чтобы обезопасить себя, люди съедали плохой орех, а следующий за ним отдавали первому встречному.

pravednik.info

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщевую тряпочку и кладут за икону. Таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам. Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались – пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Вы же можете не ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса. К этому времени пост уже закончится, и даже если вы его соблюдали, в этот день выбор меню зависит только от вашей фантазии. Испеките хлеб по оригинальному рецепту, приготовьте блюда, в которых используются орешки, например, лобио или салат из курицы, с грибами, орехами и сыром.

В качестве развлечения выберите гадание на орехах – загадайте желание и расколите один орех. Если ядро окажется хорошим, сладким и крупным, то ваша мечта осуществится. Если же орех будет пустым или черным внутри, то загаданное не исполнится.

Кроме того, преподнесите родственникам, друзьям и коллегам символичные подарки: орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщевые полотенца – изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У Третьего Спаса и еще одно «имя» – «Спас на холстах», или «Холщевый Спас». Это название уходит своими корнями в христианскую традицию. Считается, что некогда пришел к Христу художник – посланец от князя Эдесского - и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного в ту пору владыку Эдессы.

www.passion.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

Медовый Спас в 2020 году отмечается 14 августа. Это народно-христианский праздник, первый из трех Спасов. Он посвящен Иисусу Христу. Название праздника произошло от слова Спаситель. Его официальное церковное название – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Православная Церковь в этот день также чтит Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, память семи мучеников Маккавеев. В народе этот праздник называют еще Первым или Маковым Спасом. С этого дня начинается Успенский пост.

Содержание статьи
  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас
  4. Что нельзя делать в Медовый Спас
  5. Приметы и поверья на Медовый Спас

История праздника

Православная Церковь приурочила Медовый Спас к Происхождению (изнесению) Древ Животворящего Креста Господня (слово «Происхождение» означает «крестный ход»). Праздник был установлен в IX веке в Константинополе. Выбор даты неслучаен. Август был самым жарким месяцем в году. В этот период распространялись инфекционные заболевания, которые влекли за собой смерти. Часть Животворящего Креста (на котором распяли Иисуса Христа) проносили по городу, освящали им воду и улицы, после чего болезни утихали.

Название «Медовый Спас» праздник получил за то, что в это время собирали мед нового урожая. Мокрым народ именовал его потому, что дата празднования совпала с Крещением Руси в 988 году. Название «Маковей» он получил за то, что в этот день начинали собирать мак.

Традиции и обряды праздника

В Медовый Спас в церквях проходит богослужение, освящается мед нового урожая и вода.

В этот праздник также принято святить букеты из васильков и бархатцев. Люди приносят их домой, засушивают и хранят в качестве оберегов. На Руси в отварах этих цветов матери купали детей, чтобы уберечь их от болезней.

Хозяйки готовят праздничные угощения: маковые булочки, блины, пироги и печенье. Освященной выпечкой угощают членов семьи и малоимущих.

На Руси в этот день священнослужители совершали крестные ходы к природным водоемам и освящали воду. После этого люди купались в них и купали домашнюю скотину, чтобы очиститься от грехов и укрепить здоровье.

В Медовый Спас было принято помогать вдовам. Земледельцы в этот день начинали активно убирать урожай. Пасечники заканчивали сбор меда. Вечером молодежь собиралась в компании, пела песни и водила хороводы.

Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас

14 августа у христиан начинается Успенский пост. В этот день запрещается употреблять мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Разрешена пища растительного происхождения. Традиционные блюда, которые употребляют в праздник: домашняя выпечка с добавлением мака и меда, орехов, корицы, ягод и фруктов.

Что нельзя делать в Медовый Спас

В Медовый Спас запрещается ссориться, ругаться, выражаться матом, находиться в плохом расположении духа, желать зла другим людям.

Приметы и поверья на Медовый Спас

  • На Медовый Спас идет дождь – пожаров будет мало.
  • Женщинам, которые помолятся в этот день в церкви, отпускаются все грехи.
  • Если человек загадает желание с первой ложкой меда, то оно исполнится.
  • На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.
  • После Первого Спаса в воду не заходят – можно заболеть или утонуть.

Читать ~4 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 4
Сколько всего было просмотров: 324

my-calend.ru

Яблочный Спас — Википедия

Я́блочный Спа́с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 (19) августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо[1].

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы[2]. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая[1]. В этот день они освящаются в церкви[3].

рус. Спас, Великий Спас[1], Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне[4], Праздник первых плодов[5], Горохов день[6], Первые осенины[7], Осенины[8]; укр. Спас другий, Великий Спас[1]; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас[9], Другі Спас[10]; серб. Преображење[1]; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир[1]; польск. Pacskie Przemienienie[1].

В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева[11].

У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует[когда] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам[12].

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»[13].

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста[11].

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями[8]. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали[14]:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна[15]. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне[sr] (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда[15].

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда»[15]. Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда[16].

У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству)[15].

  • Какой второй Спас, такой и январь[17].
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров[18].
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму[19].
  • Первая встреча осени — первые Осенины[7].
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках[2].
  1. 1 2 3 4 5 6 7 Агапкина, 2009, с. 258.
  2. 1 2 Некрылова, 2007, с. 401.
  3. ↑ Коринфский, 1901, с. 360–362.
  4. ↑ Полищук, 1999, с. 580.
  5. ↑ Алексеев, 2006, с. 33.
  6. ↑ Власова, 2000, с. 198.
  7. 1 2 Надель-Червинская, 2011, с. 234.
  8. 1 2 Даль, 1880—1882.
  9. ↑ Лозка, 2002, с. 161.
  10. ↑ Васілевіч, 1992, с. 583.
  11. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 229.
  12. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 228—229.
  13. ↑ Коринфский, 1901, с. 361.
  14. ↑ Коринфский, 1901, с. 363.
  15. 1 2 3 4 Агапкина, 2009, с. 259.
  16. ↑ Агапкина, Усачева, 1995, с. 376.
  17. ↑ Чичеров, 1957, с. 19.
  18. ↑ Брудная и др., 1996, с. 237.
  19. ↑ Тарханова, 2000, с. 143.
  • Виноград / Агапкина Т. А., Усачева В. В.] // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 374—377. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Преображение Господне / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 258—259. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры: в 2 кн. Кн. 1. — М.: Наука, 2006. — 289 с. — ISBN 5-02-010351-9.
  • Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Спас-Преображенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 360—364.
  • Преображение Господне / Лукашевич А. А., Гринберг М. В., Пожидаева А. В. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 430. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  • Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб.: Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1.
  • Максимов С. В. Спас // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 488—491.
  • Надель-Червинская М. Личные имена русской паремиологии. Лингвокультурологический словарь / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Некрылова А. Ф. Осинский ежегодник Вып. 1. Краеведческое издание / Под ред. В. А Алексеева. — Оса: Росстани, 1993. — 80 с.
  • Полищук Н. С. Развитие русских праздников // Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 573–601. — ISBN 5-02-009558-3. (недоступная ссылка)
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Тарханова А. От морозов до морозов: фенологические наблюдения. — Тюмень: Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 222 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)

ru.wikipedia.org

Яблочный Спас: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа

Один из самых популярных в народе праздников Яблочный Спас отмечается в России 19 августа.

Что такое Яблочный Спас

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, который в православии отмечается 19 августа.

Католики, протестанты и некоторые православные церкви, придерживающиеся современного календаря, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.

Праздник Преображение Господне посвящен явлению преображенного воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, когда те молились на горе Фавор. Преображение символизирует божественное триединство и единение высшей и человеческой сущностей Иисуса Христа.

Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

Что можно и нельзя есть на Яблочный Спас

Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, а также яйца. В честь праздника разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также — единственный раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.

Ну и, естественно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно популярны освященные яблоки.

Приметы на Яблочный Спас

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

Что нельзя делать до Яблочного Спаса

До Яблочного Спаса на Руси старались не употреблять в пищу плоды нового урожая, особенно строго следили, чтобы женщины не ели до праздника свежие яблоки, это считалось плохой приметой, несущей смерть и болезни. Традиция идет с апостольских времен, по примеру апостолов монахи до Преображения не ели виноград нового урожая, ослушников наказывали.

Что нельзя делать 19 августа

На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, считалось, что праздник нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с Яблочного Спаса под окончательный запрет попадали все купания в открытых водоемах, нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят водяную нечисть.

Когда следующий Спас

Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа. Он отмечается после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы.

riafan.ru

Медовый Спас в 2020 году

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Содержание статьи

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2020 году? Медовый (маковый) Спас в 2020 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2020 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Читайте также — Слаще меда

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как опасное, гибельное. И если мы это свое подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным Своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Ее земной жизни. И воспоминание этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Читайте также — Спас и макитра

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.


Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2020 году. Читайте также:

www.pravmir.ru

когда и как празднуют? Медовый Спас: обычаи, приметы и история праздника :: SYL.ru

Август – самый благодатный месяц лета: созревает все посаженное и посеянное, собирается урожай, делается все для того, чтобы зима была безбедной. Всегда на Руси этот месяц был богат праздниками в честь созревших урожаев, ярмарками, выставками лучших сельскохозяйственных достижений. С приходом православия эти древние народные торжества переплелись с церковными праздниками благодарности и хвалы Спасителю – Иисусу Христу. И, конечно же, эти светлые, любимые праздники являются частью русской культуры.

И языческий, и православный

Три щедрых праздника, следующих друг за другом, разбросаны по августу в порядке очередности – первый Спас, второй и третий. Соответственно – Медовый, Яблочный, Ореховый. Каждый из этих праздников имеет еще несколько названий, связанных с традициями или действиями, совершаемыми в этот день. Медовый Спас по православному календарю приходится на 14 (1) августа. В этот день свершались события мировой истории, в честь которых церковью учреждены праздники. Кроме того, и на бытовом уровне происходило много такого, из чего за столетия сформировались славные традиции. Например, созревал мак, который обязательно надо было собрать. Да мало ли чего необходимо сделать в преддверии зимы!

Столько причин для праздника

И обряд водоосвящения приходится на этот день, и озимые засевают, и мед собирают. Такой вот рубежный день-труженик. А в работе у человека всегда были небесные помощники и заступники, на каждой отдельной территории свои. Так, в Сибири на Первый Спас приходилось празднество в честь Соломониды-бабушки, принимавшей роды у Девы Марии. Мифическая повитуха почитается как первая заступница матерей, беременных и знахарок, которые, принимая роды, обращались к ней за поддержкой. Поэтому Первый Спас, такой многозначащий праздник, называют в народе по-разному – Маковки, Медовый, Пчелиный и т. д.

Пришедшие из Константинополя

В честь водоосвящения праздник именуют и так: Спас на воде, Мокрый и Водный. Существует еще такое название – Происхожденьев день. Наименование относится к торжеству, пришедшему из Константинополя, полное название которого звучит как Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день всегда бывал крестный ход. В Константинополе выносили Животворящий крест и носили его по городу, дабы освятить и помочь жителям, изнемогающим от летнего пекла. Второй церковный праздник, собственно, Спасов день, полное название которого - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, посвящен двойной победе христианских воинов, одержанной 1 (по старому стилю) августа 1164 года. В этот день Андрей Боголюбский разбил волжских булгар, византийский император Мануил победил сарацинов.

Один из самых известных в царской России

Во многих статьях отмечается, что этот праздник более всего известен как Спас на воде. Судя по многочисленным художественным произведениям, очевидно, раньше оно так и было. Сам российский император принимал участие в крестном ходе к воде, окунался в Иордань, по выходе целовал крест, получал благословение патриарха. Затем освящали войско. В дореволюционной России это был большой государственный и церковный праздник. Водосвятие проходило по всей стране, потому что Святая Русь, по преданиям, крестилась именно в этот день.

Самое популярное название в наши дни

Но в наше время Первый Спас более известен и популярен как Медовый. Праздник очень любим в народе, о чем говорят сотни поговорок, присказок и пословиц, в которых он упоминается.

С ним связаны десятки обычаев. Само собой, что со дня Спаса-Лакомки начинали есть мед. С этого дня также сеяли озимые, пробовали горох. В лесах созревала малина, ходить за ней стайками тоже было обрядом и традицией. И много-много чего. Но самое главное - в этот день необходимо было очистить соты, наполненные медом. Первый Спас в августе называется еще Маковеев день, или просто Маковей. Посвященный 7 братьям-мученикам, он как-то переплелся со сбором урожая мака. В этот день с ним (маком) тоже пекут пироги. Но все-таки в большей мере это праздник пчеловодов.

Традиции и поверья складывались столетиями

За многие столетия сложились традиции того, как надо отмечать Медовый Спас. В этот день придается особенное значение как самому пчеловоду, так и всему, что он будет делать, собственно, обряду. Существовало поверье: если не «сломать» мед в этот день, он пропадет или его унесут соседские пчелы, которые с этого дня больше не приносили «медовых взяток» - день считался рубежным. Все пчелы прекращали носить мед, не только соседские. С самого раннего утра пчеловоды были уже на пасеке и, соблюдая традиции, приступали к «выламыванию» сот из улья. Предварительно необходимо было выбрать самые обильные соты, наполненные до отказа. Часть извлеченного меда укладывали в чистую посуду (предпочтение отдавалось деревянной) и уносили в церковь для освящения.

Спас–"сладкоежка"

Соблюдающим все традиции пчеловодам, а они с этого дня должны были поститься, разрешалось вкусить меда, принесенного из церкви. Издревле этот продукт считался чуть ли не панацеей от всех болезней. Чудодейственная сила освященного меда удваивалась. Желание, загаданное при вкушении первой ложечки освященного меда, сбывалось всенепременно. К празднику пеклись медовые пироги и пряники, готовился хмельной мед (медовуха) и безалкогольные напитки из этого продукта.

Пасечникам, да и всем людям, надлежало на Первый Спас в августе быть максимально щедрыми, полагалось одаривать медом, и не только нищих. По этому поводу существовали поговорки, свидетельствующие, что любой бедняк на Спас обязательно будет с медком. Нищие получали свою долю угощения из корытца дьячка, которое он наполнял за счет доли, положенной церкви. На этом ничего не заканчивалось – вечером на пасеку прибывали ватаги детворы с песнопениями, в которых они желали здоровья пчеловодам, успеха их делу и выпрашивали медку. Праздник Первый Спас продолжался еще долго.

Приметы, действующие и сегодня

Этот первый августовский праздник, связанный с именем Спасителя, окружен десятками примет, которые складывались веками. Может быть, сейчас из-за экологических изменений не все они соответствуют действительности, но все относятся к богатому русскому фольклору. А некоторые не потеряли актуальность и сегодня.

Замечено, что после Медового Спаса вода в реках сильно холоднеет, отлетают ласточки и стрижи, отцветают розы, падают обильные росы, пчелы не носят мед. В далеких закоулках, которых так много в России, в то время, когда Первый Спас стоит на пороге, не перестали пахать землю под озимые (крупные сельскохозяйственные предприятия больше руководствуются соображениями полезности, что не всегда совпадает с приметами), готовить в зиму гумна. А может быть, и лошадей купают, так как существовало поверье, что если этого не сделать на Первый Спас, зиму живность не переживет, так как замерзнет. Согласно поверью, у них «застынет кровь». Безусловно, в глубинке и колодцы в этот день святят, чистят и новые роют (примета говорит, что колодцу тогда ничего навредить не сможет), и это называется «обрядом малого водосвятия».

Какой праздник без пирогов

Положено в этот день выпекать пироги и пряники на меду из первой муки нового урожая. Много дел необходимо сделать в этот день – и горох защипнуть, и мед собрать, и озимые засеять, все это в церкви освятить, в том числе и зерно под озимые, и на поклон к старикам сходить, чтобы самый древний первую горсть в землю бросил. Мало того, бабам надо еще и успеть согрешить, потому что в этот день именно им прощалось абсолютно все. У традиции засевать поля на Первый Спас было и такое обязательное условие – по количеству мужчин в селе варились яйца. Кому из них досталось самое наполненное, тот имел право бросить в землю первые семена. Это в тех краях, где не обращались к помощи старейшин.

Приметы на все случаи жизни

Очень высоко ценилась помощь, оказанная слабым и беззащитным – вдовам и сиротам. Соседи приходили к ним с гостинцами и целью оказать посильную помощь – вскопать огород или убрать тот же овин, заготовить дрова на зиму. Есть и поговорка на эту тему, говорящая о том, что хоть щепотку надо кинуть во вдовий двор. Уделялось внимание и погоде. Приметы говорили, что если идет дождь – будет мало пожаров, а если поднялся ветер, необходимо следить за своим головным убором. Не уследишь, и шапка упадет на землю – ждет тебя дальний путь. Было примечено, что если за неделю до праздника в дорогу засобираются аисты, весна будет теплая, а зима ранняя и морозная.

Спас Первый (Медовый) служил отправной точкой для прощания с летом. Заканчивались хороводы и гуляния, начиналась серьезная подготовка к зиме и довольно жесткий двухнедельный Успенский пост.

Медовый Спас знают все

Но большинство людей, заставших времена, когда атеизм был государственной политикой, не очень знакомы с тонкостями церковных праздников. Поэтому вопрос о том, какой Первый Спас, совсем неудивителен. Знают, что есть три одноименных праздника, один Яблочный, другой Медовый, третий Ореховый, - и то хорошо.

Особенно это относится к горожанам – им не сеять озимые, мед не собирать. Да и за птицами не понаблюдаешь – одни воробьи да вороны, а кони на ипподромах в тепле, кровь у них не застынет. Быть в курсе событий горожан заставляют многочисленные ярмарки, приобретающие с каждым годом все больший размах и красочность, и столпотворения возле храмов. На Спас они не меньше, чем на Пасху. Поэтому, как только начинается активная реклама и продажа продуктов пчеловодства, большинство людей не задаются вопросом о том, какой первый Спас. Понятно - Медовый.

www.syl.ru

Какого числа Яблочный, Медовый, Ореховый Спас в 2019 году

Последний месяц лета богат на праздники, посвященные сбору урожая — православные ежегодно с 14 по 29 августа отмечают три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый, в которых тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями. Слово "Спас" — сокращенная форма от слова Спаситель. Дата каждого праздника из года в год остается неизменной.

Sputnik Грузия поинтересовался какого числа проводятся Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, и с чем связаны эти праздники.

Медовый или Мокрый Спас

Это один из древнейших праздников, связанный с началом сбора меда на пасеках – в 2019 году, как и ежегодно, его отметят 14 августа. Мед, собранный в этот день, считался целебным, но в пищу его употребляли только после освящения в церкви.

В старину люди считали, что пчелы после этого дня начинают приносить "неправильный" мед, поэтому спешили собрать его вовремя. По традиции, в праздник пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

По православному календарю в этот день празднует Изнесение (Происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня – в церквях проводят малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Люди считали, что в этот день даже роса целебная, а любое соприкосновение с водой дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере, так как после этого дня вода зацветает и становится холодной.

Только в Медовый Спас можно получить заряд бодрости от ложки меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Подобный ритуал можно себе позволить только в этот день, так как обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

Еще одно название первому Спасу — Маковей, дал обычай освящать в этот день целебные травы и мак. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он готовит верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа. Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице.

Пост завершает собой церковный год, символизируя новолетие, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный Спас

Второй Спас, который в народе называют Яблочный, отмечают 19 августа — в этот день православные празднуют Преображение Господне. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета — существует поверье, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Этот Спас называют Яблочный, так как обычно в это время начинается сбор урожая в садах. По традиции в этот день в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Освящение яблок

Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

В старину девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. К вечеру, люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освящения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

В Яблочный Спас люди считают, что привычные для всех фрукты обретают магическую силу, а блюдо из яблок обязательно должно присутствовать на столе в каждом доме. В этот праздник обычно молятся за детей.

В народе верили, что в этот день по погоде можно узнать, какими будут осень и начало зимы — солнечный день предвещал ясный и морозный январь, а дожди обещали снежную зиму.

Люди считали, что от ритуалов и обрядов, проведенных в Яблочный Спас, зависело благополучие в будущем, поэтому в этот день освящали землю под новый урожай.

Ореховый или Хлебный

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но наиболее важен из всех. Его отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.

С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу, однако первый ореховый сбор принято также освящать в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах по сей день. Люди таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный или Ореховый Спас особо не отмечали — в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

По традиции, в этот день пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Причин ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет – пост к этому времени закончится, и выбор меню зависит только от желаний и предпочтений. Главное — праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, чтобы следующий год был удачным.

В этот день по традиции дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое уходит своими корнями в христианскую традицию. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа, и с тех пор в этот день это событие отмечается православными христианами всего мира.

В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

обор Спаса Нерукотворного образа Спасо-Андроникова монастыря

С третьим Спасом также существует множество примет – в этот день освящают колодцы, чтобы вода в них не иссякала. Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

По орехам девушки гадали и узнавали свою судьбу. Первый сорванный орех надо было съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех не доспел — ждали важное известие, а гнилой — быть беде.

Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую и теплую осень. Если журавли улетают к 29 августа — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться дарами природы, которые помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

Яблочный Спас в 2020 году отмечается 19 августа. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне. В народе этот день также называют Вторым Спасом.

Содержание статьи
  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Что нельзя делать в Яблочный Спас
  4. Приметы и поверья на Яблочный Спас

История праздника

Яблочный Спас заменил языческий праздник сбора урожая яблок. Первые празднования прошли в IV веке.

В Православной Церкви Яблочный Спас приурочен к преображению Иисуса Христа перед апостолами Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Когда Спаситель начал читать молитву, его лицо озарил свет, а одежда стала белой. Спустившись с Фавора, он велел ученикам собрать яблоки, чтобы Господь их освятил.

Традиции и обряды праздника

Яблочный Спас имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В этот день в храмах проводится богослужение. Прихожане стараются надевать на службу одежду белого цвета. Они освящают в церкви корзины с фруктами и ягодами: яблоками, грушами, сливами, виноградом.

В Яблочный Спас принято проявлять щедрость и милосердие. Люди делают пожертвования и угощают фруктами малоимущих.

В этот день хозяйки начинают делать заготовки на зиму из яблок: варят варенья и компоты, сушат. Они выпекают из постного теста пироги и блины с фруктовой начинкой.

До праздника стараются собрать урожай зерновых культур. 19 августа начинается сбор винограда, гороха.

На Яблочный Спас люди поминают память умерших родственников. Принято приносить на кладбище освященные в храме плоды и оставлять их на могилах.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и провожали сонце. Они считали, что с его закатом уходило лето.

До праздника родители, чьи дети умерли, не ели яблок. Они верили, что на том свете за это им дают гостинцы – райские яблоки.

Что нельзя делать в Яблочный Спас

В этот праздник запрещается заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, шить и вязать. Из домашней работы можно выполнять только садовые и кухонные дела.

В этот день нельзя убивать насекомых – это может отпугнуть удачу. Если на какую-либо часть тела сядет муха или оса, то не следует ее отгонять. Стоит дождаться, пока она сама улетит.

Приметы и поверья на Яблочный Спас

  • Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
  • Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
  • Если в праздник угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
  • Если два раза на руку сядет муха, то весь год человеку будет сопутствовать удача.
  • Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 218

my-calend.ru

Когда Медовый, Яблочный и Ореховый спас в 2018 году? | ВОПРОС-ОТВЕТ

Спас - православный праздник, который вобрал в себя некоторые языческие обычаи. Эти события имеют закрепленные в календаре даты, поэтому ежегодно празднуются в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. 

Первый августовский Спас – Медовый, или Маковый. По-другому его называют Маковея ( Маковей от имени семи мучеников Ветхого Завета - Маковеев). Это Мокрый Спас, или Спас на воде. В этот день освящали воду в колодцах и водоемах, пекли блинчики, ватрушки и пряники с медом и маком. Первый спас знаменует начало сбора урожая. Приходит конец лета, пора начинать приготовления к зиме. С этого дня пчёлы больше не носят мёд в улья, поэтому пчеловоды доставали соты и освящали их в церкви.

14 августа начинается Успенский пост – в честь Богородицы и её успения. Пост продолжается до 27 августа.

Второй спас – Яблочный, его отмечают 19 августа. Он совпадает с православным праздником Преображение Господне. 

Считается, что именно в это день Иисус Христос явил свою божественную сущность. С тремя апостолами Сын Божий поднялся на гору Фавор и только начал молиться, как вдруг лицо его озарилось ярким светом, а одежда побелела «как свет». А с небес раздался голос: «Се есть сын мой возлюбленный, Его слушайте!». 

В этот день начинали собирать яблоки. Их освящали в церквях и заготавливали на зиму. Хозяйки пекли выпечку с яблоками, варили варенье.

Наши предки верили, что именно в этот день земля совершает поворот к осени.  Поэтому по 19 августа погоде судили о будущей осени, какая она будет – сухая или дождливая, теплая или прохладная. 

Третий спас, Ореховый, празднуют 29 августа. Его ещё называют Холщовым или Хлебным Спасом. В это день также есть церковный праздник – Успенье Пресвятой Богородицы.

Это время окончания жатвы. После этого дня можно печь хлеб из зерна нового урожая. Кроме того, к окончанию лета в деревнях собирались ярмарки, где продавали ткани и нити.  С 29 августа наступает осень.

krsk.aif.ru


Смотрите также